20 ноября 2020 года

Елена Кривцова: «Мы должны придать новый импульс развитию детских школ искусств»

В документах стратегического планирования Российской Федерации особая роль отводится воспитанию образованных и творчески мыслящих граждан, активно участвующих в формировании статуса России как мировой державы, достигшей успехов во всех областях деятельности. По праву национальным достоянием России является система художественного образования, сложившаяся в конце XIX века и воспитавшая целую плеяду деятелей искусств, мастерство и талант которых постоянно пополняют золотой фонд России.
Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации обратили пристальное внимание на положение детских школ искусств, на их модернизацию, обновление и оборудование в рамках национального проекта «Культура». Поэтому важнейшей задачей государственной культурной политики остаётся сохранение и развитие системы художественного образования, что позволит вернуть историческую миссию детских школ искусств по подготовке творческих кадров, чьи знания и умения будут способствовать продолжению обучения в образовательных организациях отрасли культуры, а также пополнить ряды грамотной зрительской аудитории.
Замечательно, что в подготовленном Министерством культуры Российской Федерации законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», уточняются нормы, связанные с получением образования в области искусств, специфика образовательных программ, вопросы о приеме и случаях отчисления из детских школ искусств, об учете результатов обучения в них при приеме в училища и вузы.
Сейчас в Брянской области 49 детских школ искусств и более 15 тысяч учащихся. В отличие от общеэстетического развития, которое осуществляют кружки, клубы, творческие секции, детские школы искусств (музыкальные, художественные, хореографические) на протяжении всей своей деятельности ставят иные цели и задачи. Главная из которых - овладение детьми профессиональными навыками, необходимыми для поступления в средние специальные образовательные учреждения, и получение профессионального образования.
В рамках национального проекта в Брянской области в 2019-2024 годах на эти цели предусмотрены свыше 400 млн. рублей. Например, по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2020 году были выделены средства на капитальный ремонт детской школы искусств д. Добрунь Брянского района. В рамках масштабного ремонта проведены работы по замене отопления, электрических сетей, отремонтированы все внутренние помещения школы, а также обновлены фасад и крыша здания, благоустроена территория, прилегающая к школе искусств.
В соответствии с государственным контрактом, заключенным Губернатором Брянской области Александром Богомазом и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, многие детские школы искусств получили духовые инструменты отечественного производства, звучание которых учащиеся и преподаватели уже смогли оценить по достоинству. На заседании Совета по культуре и искусству Президент Российской Федерации В.В. Путин высказал озабоченность ситуацией, которая складывается сейчас, когда возникает прецедент превращения школ искусств в «кружки при Доме пионеров», попытки сделать их частью системы дополнительного образования. Именно Президент предложил обсудить на заседании «уникальную, всемирно признанную российскую систему массового музыкального образования, которое всегда играло огромную роль в гуманитарном, творческом образовании, раскрытии талантов детей».
И на фоне этих глобальных изменений, вводимая система персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО), предполагающая сертификат всего на год занятий, вынуждает подстраиваться ДШИ, создавая упрощенные программы в ущерб объему и качеству обучения, что, по моему мнению, абсолютно недопустимо. Нам нужно исключить детские школы искусств из системы ПФДО, запретив их включение в систему ПФДО как несоответствующую уставной деятельности и задачам ДШИ.
Мы не можем допустить, чтобы исчез сам институт детской школы искусств как основы и фундамента отечественной системы художественного образования, сложившейся к середине XX века и не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве. Необходимо за детскими школами искусств закрепить особый статус как образовательной организации дополнительного образования для одаренных детей, отразив его в законопроекте.
Мы должны помнить, что школы искусств - это наше культурное наследие, та среда, откуда возникают и формируются замечательные творческие личности!


copyright © образование и культура